Юрий Александров (р. 1914)
I сторона
Восемь романсов для хора и симфонического оркестра
на слова М. Лермонтова
1. Сосна
2. Горные вершины
3. Утес
4. Могила бойца
5. Пир
6. Пан
7. Гроза
8. Парус
Большой хор и оркестр Всесоюзного радио и телевидения
Художественный руководитель К. Птица
Дирижер М. Шостакович
II сторона
Токката
Т. Рубина - фортепиано
Фортепианный цикл «Песня в лесу»
1. Маленькая увертюра
2. Песня в лесу
3. Холодно и сыро
4. Капли на листьях
5. Белочка
6. Канцонетта
7. Этюд
8. Молдавский танец
9. Мотя
10. Вальс
11. Менуэт
12. Джигит
Т. Барановская (1, 3, 6, 7)
Ю. Муравлев (2, 4, 5, 8, 10)
Т. Вишнякова (9, 11, 12)
Запись из концертного зала
Оператор Т. Павлова. Редактор И. Орлова
Юрий Михайлович Александров принадлежит к поколению композиторов, заявивших о себе первыми значительными произведениями в военные и первые послевоенные годы. Он родился 1 сентября 1914 года в Ташкенте, начальное музыкальное образование получил в Москве, где в юности учился в музыкальном училище при Московской консерватории по двум специальностям — фортепиано и композиции. Но музыку как профессию юноша выбрал не сразу и параллельно учился в строительном техникуме, после окончания, которого работал несколько лет техником на стройках Москвы. Лишь в 1937 году поступил Юрий Александров в Московскую консерваторию, где его учителями по композиции были Г. И. Литинский и В. Я. Шебалин.
Круг творческих интересов Ю. Александрова весьма широк, композитором созданы произведения самых различных жанров. Здесь немало крупных полотен: симфония-кантата «Кавказ» (стихи Сулеймана Стальского; посвящена памяти героев — участников боев за освобождение Кавказа в годы Великой Отечественной войны), кантата «Песнь о родной земле» (стихи А. Досталя), симфоническая поэма «Памяти Циолковского», два произведения, посвященных памяти В. И. Ленина: симфоническая поэма «У мавзолея» и хоровой цикл «Мавзолей» (десять поэм на стихи советских поэтов). Среди многих песен и романсов Ю. Александрова выделяются два цикла, созданные еще в годы Великой Отечественной войны: «Ленинграду» (песни на стихи А. Прокофьева) и «Бессмертье» (романсы на стихи А. Суркова). Большой популярностью пользуется балет Юрия Александрова «Белеет парус одинокий» (по одноименной повести В. Катаева; с 1970 года идет на сцене московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко), принадлежащий к числу значительных достижений композитора.
В своих вокально-хоровых произведениях Юрий Александров использовал стихи многих поэтов, но особое тяготение проявляет к поэзии Лермонтова. Одна из больших творческих удач композитора — цикл «Восемь романсов для смешанного хора и симфонического оркестра на стихи М. Ю. Лермонтова», созданный в 1966 году. Необычное для хоровой музыки жанровое определение «романс» объясняется камерными масштабами и характером музыки этих миниатюр. Юрий Александров отобрал из лермонтовской лирики восемь стихотворений, в большинстве своем посвященных «байроническим» мотивам одиночества человека, романтической теме «человек и природа».
Четыре из отобранных стихотворений — «Сосна» (у Лермонтова это стихотворение - вольный перевод из Генриха Гейне — не озаглавлено), «Горные вершины» (лермонтовское название - «Из Гёте», вольный перевод стихотворения Гёте «Ночная песнь странника»), «Утес» и «Парус» — были уже неоднократно положены на музыку, что поставило перед композитором особую задачу: отрешиться от общеизвестных музыкальных воплощений столь популярных стихов и найти свое оригинальное решение, свой образный строй. Интересно, что основная тема романса «Парус» (начальная мелодия на слова «Белеет парус одинокий») та же, что и лейтмотив «паруса одинокого» в одноименном балете, но в соответствующей хоровой переработке.
В четырех названных романсах хоровая партитура разработана весьма детально, причем хор чаще всего трактован как единый инструмент, хотя композитор пользуется также приемами полифонической разработки голосов либо их контрастного противопоставления, как, например, в романсе «Утес», где первый куплет («Ночевала тучка золотая на груди утеса великана») поют сопрано и тенора, а второй («Но остался влажный след в морщине старого утеса») — басы. Развернутых оркестровых эпизодов в этих четырех романсах нет, что также говорит о их камерности, но роль оркестра отнюдь не только аккомпанирующая: многие детали оркестровой партитуры, тонкие приемы инструментальной изобразительности и красочности принимают действенное участие, совместно с приемами хоровой выразительности, в создании рельефных музыкальных образов.
К четырем названным романсам примыкает и романс «Гроза» (здесь композитором использованы два стихотворения Лермонтова, родственные по содержанию), посвященный той же теме «человек и природа», однако музыка здесь более драматична, масштабы — развитые, а роль оркестра, живописующего грозу, более значительна.
Два романса — «Пир» и «Пан» — посвящены другим лирическим мотивам: здесь воспеваются дружба и любовь, радость общения с природой и радость творчества. Несколько особняком стоит в цикле романс «Могила бойца» (у Лермонтова жанр этого стихотворения обозначен как «дума»; из семи его строф композитором использованы только пять), эпического характера, музыка которого отличается сурово-сдержанными чертами.
В списке произведений Ю. Александрова значительное место занимают пьесы камерно-инструментальных жанров: струнный квартет, сонаты, поэмы, миниатюры для фортепиано, скрипки, виолончели, а также для арфы, валторны, трубы, гитары, домры.
Фортепианная Токката, написанная в 1965 году, принадлежит к числу концертно-виртуозных произведений композитора. Как известно, в жанре токкаты чаще всего используется прием непрерывного движения; использован он и в Токкате Ю. Александрова. Но на непрерывную нить моторности в одних голосах нанизаны в других голосах аккорды и мелодии, подчиненные сложным, порой синкопированным ритмам и преобладающему «угловатому» пятидольному размеру. В сочетании с массивной, плотной фактурой и волнами динамических нарастаний и спадов это придает музыке черты активной импульсивности и «пружинистой» энергии.
В ином ключе написаны пьесы детского альбома «Песня в лесу», созданного Ю. Александровым в 1970 году. Предназначенные для юных пианистов, они не отличаются технической трудностью, однако их музыкальный язык — вовсе не упрощенный и вполне современный. Здесь автор придерживается принципа, столь характерного для советской детской музыки: взрослые как бы разговаривают с детьми на доступном для них языке, но вполне серьезно. В образном строе изящных пьесок альбома ярко проявилось свойственное композитору мастерство лаконичного музыкального портрета, пейзажной зарисовки.
Первая пьеса «Маленькая увертюра» — задает всему
сборнику тон детской живости и непосредственности. Следующие четыре пьесы — это маленький цикл «лесных картинок»: «Песня в лесу» (она дала название всему альбому), «Холодно и сыро», «Капли на листьях» и «Белочка». Затем идут пьески концертного характера: «Концонетта» и «Этюд», а после них — маленькая танцевальная сюита: «Молдавский танец», изящная и оригинальная полька-гавот «Мотя» (эта музыка заимствована из балета «Белеет парус одинокий», где является танцевальной характеристикой одной из юных героинь: девочки Моти, сестры Гаврика), «Вальс» и «Менуэт». Последняя пьеса альбома — «Джигит», токкатно-моторного характера, — портрет смелого юного наездника.
Л. Ауэрбах
Комментариев нет:
Отправить комментарий